ОРГАНИЗАЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
НА ПРЕДПРИЯТИИ.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
СОДЕРЖАНИЕ
И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ.
Научно-технические
инновации представляют собой непрерывной процесс творческой деятельности, направленный
на создание новой продукции и услуг, технологий и материалов, новых
организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющих
удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.
Этапы
инновационного процесса обычно располагаются в следующей
последовательности: фундаментальные научные
и поисковые исследования – прикладные исследования (конструкторские разработки)
и маркетинговые исследования – промышленное и рыночное освоение новшества (в
этом немаловажную роль играет разработанная маркетинговая программа).
Результатами
научно-технической деятельности становятся:
o Открытия –
установление неизвестных ранее объективных существующих закономерностей,
свойств и явлений материального мира, существенно меняющих уровень его познания
o Инновации –
результат материализации и коммерческого освоения идеи на научно-технической
стадии
o Изобретения –
новый технический способ решения задачи в любой сфере народного хозяйства.
Изобретение может
быть запатентовано. Патент – это документ, удостоверяющий авторство, приоритет
и исключительное право использования изобретения. На изобретение можно купить лицензию
– разрешение на право использования изобретения. Изобретение может носить
статус ноу-хау – секрет фирмы (технические секреты производства, имеющие
коммерческую ценность, но не являющие запатентованными).
Если
научно-техническая деятельность оценивается количеством открытий, изобретений,
их научно-технической значимостью, глубиной проведённых исследований, то
инновационная деятельность характеризуется коммерческими показателями – прибылью,
экономической эффективностью, конкурентоспособностью.
Нововведения –
прикладной вид изобретательства. Эдисон писал о них, что это 95% пота, и лишь
5% вдохновения.
Впервые термин “инновации”
применился в XIX веке в области культурологии. Первоначально
этот термин обозначал проникновение одной культуры в другую. И только в 30-х
года XX века Йозеф Шумпетер впервые
использовал этот термин, подразумевая под ним изменения с целью внедрения новых
видов потребительских товаров, новых производственных средств и форм
организации в промышленности.
В современной
науке инновации рассматривают двояко. С одной стороны, под инновацией моно
понимать объект, внедряемый в производство в результате научного исследования или
сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. С другой
стороны, инновация – это процесс трансформации знаний в товар, процесс коммерциализации
знаний.
Рассмотрим
существующие классификации инноваций.
По типу инновации
могут быть:
o Материально-техническими
o Инновации-продукты
o Инновации-процессы
o Социальными
o Экономические (новые
методы нормирования, стимулирования и оценки труда)
o Организационно-управленческие
(формы организации труда, методы выработки решений, контроль над исполнением и
пр.)
o Правовые и
педагогические инновации
o Инновации
человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение
конфликтов)
По инновационному
потенциалу инновации могут быть радикальными (базовыми), улучшающими
(модифицирование) и комбинаторными.
Радикальные
включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов
управления при высоком уровне рисков, технических и экономических
неопределённостей. Таки инновации слабо распространены. Однако если радикальная
инновация оказалась успешной, она быстро становится очень выгодной
экономически.
По сравнению с
ними улучшающие инновации не отличаются высокой степенью новизны, но такие
нововведения больше распространены.
Комбинаторные
инновации, как правило, являются разработками новых поколений товаров. Они
сочетают в себе сравнительно низкий уровень новизны и высокое распространение.
По принципу
отношения к своему предшественнику инновации могут быть замещающими, отменяющими
(исключающие товар из использования и не предлагающие ничего взамен), возвратными
(мы возвращаемся к ранее отбракованному варианту), открывающими (если у
товара нет предшественника), а могут быть ретровведениями (когда
происходит открытие новых качеств в давно забытом старом).
Четвёртый признак
классификации инноваций – это механизм осуществления. Инновации могут быть единичными,
реализующимися на одном объекте, и диффузными – распространяемыми на
множестве объектов. Также инновации могут быть завершёнными и незавершёнными,
успешными и неуспешными.
По особенностям
самого инновационного процесса можно выделить внутриорганизационные и межорганизационные
(принадлежащие сразу нескольким организациям) инновации. По источнику
инициативы инновации бывают авторскими и заказными. По объёму
применения – точечными, системными и стратегическими.
ФОРМЫ
КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ
Крупная
организация обладает определёнными преимуществами:
o
Значительные ресурсы
o
Проведение многоцелевых исследований
o
Возможность объединить различные подходы и
попытки решения основной задачи
o
Слабая зависимость своих подразделений от
успеха или неудачи отдельного нововведения
o
Большие преимущества на решающей самой
капиталоёмкой стадии
Методы
формирования или выделения бюджета на научно-исследовательские разработки
(НИОКР):
1. Межфирменные
сравнения
2. Постоянное
соотношение к общему объёму оборота
корпорации (достаточно успешные корпорации США тратят на
научно-исследовательские работы до 5% от объёма своего оборота)
3.
Планирование от базы – поддержание затрат на
уровне предшествующего периода с определённой корректировкой
Рассмотрим
основные формы крупных промышленных объединений.
Концерн
Форма объединения
(как правило отраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством
системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов,
патентно-лицензионных соглашений и тесного производственного сотрудничества.
Особенности
концернов:
Достаточно
жёсткая форма интеграции. Раз и навсегда прописаны какие-то правила и условия.
Это объединение
производственного характера
Входящие в
концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, а
фактически подчинены единому хозяйственному руководству
Централизация
финансово-экономического управления
Существует
головная компания, которая, как правило, организуется в виде холдинга
Основным
направлением деятельности является производство продукции
Деятельность всех
входящих в концерн организация жёстко контролируется
В зависимости от
того, какие интеграционные связи существуют между компаниями, входящими в
состав концерна, выделяют два типа таких объединений: вертикальный и горизонтальный
концерн.
Вертикальный
концерн объединяет компании разных отраслей, связанные последовательностью
технологического процесса производства готового продукта (например,
горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).
Горизонтальный
объединяет компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или
осуществляющие одни и те же стадии производства (например, германский концерн Siemens)
Ещё один способ
классификации концернов – по признаку участия в капитале: концерн подчинения и концерн
координации. Первый организован в виде материнской и дочерних компаний. А
второй состоит из сестринских обществ, т. е. созданный таким образом, что
отдельные входящие в него компании производят взаимный объём продукции.
Международные
концерны подразделяются на транснациональные и трансконтинентальные концерны.
Пример: General Motors объединяет 126 заводов и предприятий в
США, 13 – в Канаде, и имеет подразделения в 36 странах мира. Легко заключить, что
этот концерн является трансконтинентальным.
Финансово-промышленные группы
Под
финансово-промышленными группами понимают объединение юридических лиц, в рамках
которого осуществляется взаимодействие финансовых и промышленных компаний.
Включают в себя различные отраслевые предприятия из сферы промышленности,
науки, торговли, транспорта, сферы услуг, а также финансовые учреждения.
В финансово-промышленной
группе существуют разделение ответственности и соблюдаются равные права всех
партнёров. Наличествует централизованное управление.
Глобальные корпорации
Под глобальной
корпорацией понимается юридическое лицо, получившее право на занятие
финансово-кредитной деятельностью от органов власти и обособленное от
индивидов, чьей собственностью оно является.