ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ.

Научно-технические инновации представляют собой непрерывной процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологий и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющих удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.

Этапы инновационного процесса обычно располагаются в следующей последовательности:  фундаментальные научные и поисковые исследования – прикладные исследования (конструкторские разработки) и маркетинговые исследования – промышленное и рыночное освоение новшества (в этом немаловажную роль играет разработанная маркетинговая программа).

Результатами научно-технической деятельности становятся:

o   Открытия – установление неизвестных ранее объективных существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, существенно меняющих уровень его познания
o   Инновации – результат материализации и коммерческого освоения идеи на научно-технической стадии
o   Изобретения – новый технический способ решения задачи в любой сфере народного хозяйства.

Изобретение может быть запатентовано. Патент – это документ, удостоверяющий авторство, приоритет и исключительное право использования изобретения. На изобретение можно купить лицензию – разрешение на право использования изобретения. Изобретение может носить статус ноу-хау – секрет фирмы (технические секреты производства, имеющие коммерческую ценность, но не являющие запатентованными).


Если научно-техническая деятельность оценивается количеством открытий, изобретений, их научно-технической значимостью, глубиной проведённых исследований, то инновационная деятельность характеризуется коммерческими показателями – прибылью, экономической эффективностью, конкурентоспособностью.

Нововведения – прикладной вид изобретательства. Эдисон писал о них, что это 95% пота, и лишь 5% вдохновения.

Впервые термин “инновации” применился в XIX веке в области культурологии. Первоначально этот термин обозначал проникновение одной культуры в другую. И только в 30-х года XX века Йозеф Шумпетер впервые использовал этот термин, подразумевая под ним изменения с целью внедрения новых видов потребительских товаров, новых производственных средств и форм организации в промышленности.

В современной науке инновации рассматривают двояко. С одной стороны, под инновацией моно понимать объект, внедряемый в производство в результате научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. С другой стороны, инновация – это процесс трансформации знаний в товар, процесс коммерциализации знаний.

Рассмотрим существующие классификации инноваций.

По типу инновации могут быть:

o   Материально-техническими
o   Инновации-продукты
o   Инновации-процессы

o   Социальными
o   Экономические (новые методы нормирования, стимулирования и оценки труда)
o   Организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений, контроль над исполнением и пр.)
o   Правовые и педагогические инновации
o   Инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов)

По инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базовыми), улучшающими (модифицирование) и комбинаторными.

Радикальные включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления при высоком уровне рисков, технических и экономических неопределённостей. Таки инновации слабо распространены. Однако если радикальная инновация оказалась успешной, она быстро становится очень выгодной экономически.

По сравнению с ними улучшающие инновации не отличаются высокой степенью новизны, но такие нововведения больше распространены.

Комбинаторные инновации, как правило, являются разработками новых поколений товаров. Они сочетают в себе сравнительно низкий уровень новизны и высокое распространение.

По принципу отношения к своему предшественнику инновации могут быть замещающими, отменяющими (исключающие товар из использования и не предлагающие ничего взамен), возвратными (мы возвращаемся к ранее отбракованному варианту), открывающими (если у товара нет предшественника), а могут быть ретровведениями (когда происходит открытие новых качеств в давно забытом старом).

Четвёртый признак классификации инноваций – это механизм осуществления. Инновации могут быть единичными, реализующимися на одном объекте, и диффузными – распространяемыми на множестве объектов. Также инновации могут быть завершёнными и незавершёнными, успешными и неуспешными.

По особенностям самого инновационного процесса можно выделить внутриорганизационные и межорганизационные (принадлежащие сразу нескольким организациям) инновации. По источнику инициативы инновации бывают авторскими и заказными. По объёму применения – точечными, системными и стратегическими.


ФОРМЫ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Крупная организация обладает определёнными преимуществами:
o   Значительные ресурсы
o   Проведение многоцелевых исследований
o   Возможность объединить различные подходы и попытки решения основной задачи
o   Слабая зависимость своих подразделений от успеха или неудачи отдельного нововведения
o   Большие преимущества на решающей самой капиталоёмкой стадии

Методы формирования или выделения бюджета на научно-исследовательские разработки (НИОКР):
1.       Межфирменные сравнения
2.       Постоянное соотношение  к общему объёму оборота корпорации (достаточно успешные корпорации США тратят на научно-исследовательские работы до 5% от объёма своего оборота)
3.       Планирование от базы – поддержание затрат на уровне предшествующего периода с определённой корректировкой
Рассмотрим основные формы крупных промышленных объединений.


Концерн

Форма объединения (как правило отраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений и тесного производственного сотрудничества.

Особенности концернов:
Достаточно жёсткая форма интеграции. Раз и навсегда прописаны какие-то правила и условия.
Это объединение производственного характера
Входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, а фактически подчинены единому хозяйственному руководству
Централизация финансово-экономического управления
Существует головная компания, которая, как правило, организуется в виде холдинга
Основным направлением деятельности является производство продукции
Деятельность всех входящих в концерн организация жёстко контролируется

В зависимости от того, какие интеграционные связи существуют между компаниями, входящими в состав концерна, выделяют два типа таких объединений: вертикальный и горизонтальный концерн.

Вертикальный концерн объединяет компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальный объединяет компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства (например, германский концерн Siemens)

Ещё один способ классификации концернов – по признаку участия в капитале: концерн подчинения и концерн координации. Первый организован в виде материнской и дочерних компаний. А второй состоит из сестринских обществ, т. е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный объём продукции.

Международные концерны подразделяются на транснациональные и трансконтинентальные концерны. Пример: General Motors объединяет 126 заводов и предприятий в США, 13 – в Канаде, и имеет подразделения в 36 странах мира. Легко заключить, что этот концерн является трансконтинентальным.


Финансово-промышленные группы

Под финансово-промышленными группами понимают объединение юридических лиц, в рамках которого осуществляется взаимодействие финансовых и промышленных компаний. Включают в себя различные отраслевые предприятия из сферы промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг, а также финансовые учреждения.

В финансово-промышленной группе существуют разделение ответственности и соблюдаются равные права всех партнёров. Наличествует централизованное управление.


Глобальные корпорации

Под глобальной корпорацией понимается юридическое лицо, получившее право на занятие финансово-кредитной деятельностью от органов власти и обособленное от индивидов, чьей собственностью оно является.