ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ.
В этой теме рассматриваются следующие
вопросы: планирование как центральная функция управления, виды и принципы
планирования, объекты и формы планирования и др.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Управление – это определение целей
деятельности и организация работы людей таким образом, чтобы эти цели
достигались по завершению деятельности. Прежде всего, управление – это процесс
планирования, организации, мотивации и контроля деятельности на предприятии.
По сути, функция планирования
предполагает решение трёх вопросов: состояние организации в настоящее время, в
каком направлении нужно двигаться, и каким образом организация собирается это
делать. Т. е. это создание каких-либо методов по достижению поставленных целей
предприятия.
Рыночное планирование внутрихозяйственной
деятельности, как правило, состоит из перебора различных вариантов и
альтернативных путей достижения целей.
Существует несколько способов
классификации планирования. По степени охвата планирование может быть общим
и частичным. По содержанию политики планирование бывает стратегическим
(на достаточной большой срок), тактическим (на средний срок) и оперативным
(ежедневное планирование).
В различных сферах деятельности
предприятия существуют свои виды планирования, выделенные исходя из определение
объекта деятельности конкретной отдельной части предприятия. Как правило, это
планирование работы какой-то отдельной службы. Например, существует
планирование сбыта, планирование персонала, планирование заготовок и т. д.
По глубине планирование может быть глобальным,
контурным, ограниченным по заданным рамкам (временным, ресурсным
и пр.) и детальным. По координации во времени оно может идти по
календарным срокам (последовательное планирование) или скользящим (перекрывающим)
планированием.
Ещё один интересный способ классификации
планирования – это классификация Р. А. Коффа, т. н. временная ориентация
планирования. С этой точки зрения планирование подразделяют на реактивное
(ориентированное на прошлое), инактивное (на настоящее), преактивное
(на будущее), интерактивное (взаимодействие прошлого, настоящего и
будущего).
Принципы планирования:
o
Полнота
o
Детализация
o
Точность
o
Простота
и ясность для исполнителя
o
Непрерывность
o
Эластичность
и гибкость (предусмотренные постоянно меняющихся состояний рынка и пр.)
o
Экономичность
К обособленным специфическим объектам
планирования относятся:
o
Научно-техническая
подготовка производства
o
Основное
производство (выпуск продукции)
o
Вспомогательное
и обслуживающее производство
o
Качество
продукции
o
Труд
и заработная плата
o
Кадры
o
Маркетинг
o
Материально-техническое
снабжение
o
Сбыт
продукции
o
Финансы
o
Инвестиции
o
Социальное
развитие
Существует 3 основных формы организации
планирования.
Первая форма – “сверху вниз”. Сначала
определяются глобальные цели для всего предприятия целиком, а затем происходит
снижение вниз к отдельным подразделениям. Вторая – “снизу вверх”. Третья –
встречное планирование: “цели – вниз, планы – вверх”.
В бизнесе принято выделять четыре
основных этапа или уровня планирования: разработка общих целей, определение
конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль их
исполнения.
Планирование с помощью системного подхода
(планирование всех компонентов предприятия в системе) требует последовательного
выполнения этапов:
o
Анализ
потребностей в планировании и планах
o
Формулирование
задач планирования
o
Формулирование
критериев планирования
o
Выработка
альтернатив
o
Проверка
физической реализуемости плана
o
Проверка
экономической реализуемости плана
o
Проверка
финансовой реализуемости плана
o
Оптимизация
плана, оценку и выбор наилучшего решения
o
Реализация
этих решений
o
Использование
обратной связи и управление.